Ла-5
Один из наших основных
истребителей в Великой Отчественной войне, прославленный и любимый
летчиками. Применялся двигатель М-82 в нескольких его модификациях.
Конструкция, как и в ЛаГГ-3, с небольшими изменениями, хвостовое колесо убираемое в фюзеляж.
С 1943 г устанавливался новый
фонарь с передним и задним бронестеклами, обеспечивавший обзор задней
полусферы (гаргрот фюзеляжа был понижен).
Конструкция обладала большой
живучестью в бою и почти не содержала дефицитных авиаматериалов, кроме
дельта-древесины, дефицитной из-за входивших в се состав импортных смол.
Однако в ходе массового выпуска Ла-5
доля дельта-древесины в конструкции постепенно снижалась путем замены
ее обыкновенной сосной. От этого полки лонжеронов крыла становились
толще, но большой разницы в массе не было из-за вдвое меньшей объемной
массы сосны. В 1944 г лонжероны крыла стали металлическими, и этот
вопрос был снят.
Фюзеляж
полумонокок, выклеенный из березового шпона толщиной 1,15-0,75 мм в
пять-восемь слоев, что давало толщину стенки 9,5-4,5 мм (с клеем), с
уменьшением толщины от носа к хвосту. Продольный набор 4 лонжерона и 14 стрингеров, поперечный 15 рамных шпангоутов коробчатого сечения.
В каркас фюзеляжа входили еще
окантовка кабины и лючков, носок киля, составляющего одно целое с
фюзеляжем, ряд деталей для крепления управления и др. Центроплан
изготовлялся отдельно, но с фюзеляжем составлял одно целое. Размах его 3,17 м. Клей везде ВИАМ Б-3.
Для выхода охлаждающего
воздуха из-под капота двигателя были сделаны (взамен юбок) по бортам
щеки в виде створок, регулируемых, конструктивно более простых и не хуже
выполнявших свое назначение.
На первых Ла-5
еще оставалась двойная обшивка фюзеляжа за капотом, но потом фюзеляж
был переделан в полном соответствии с габаритами двигателя М-82.
Крыло двухлонжеронное, площадью 17,56 кв.м и размахом 9,8 м. Передний лонжерон главный, прямой по всему размаху; задний в центроплане параллелен переднему, а в консолях
сближающийся с ним к концам крыла. Профиль крыла NACA-23016 в
центроплане и 23010 у концов. Предкрылки оставались. Элероны небольшого
размаха, щелевые, их каркас из Д16, обшивка полотно. Щитки из Д16, отклоняемые на 50° при посадке и иногда на 10-15° в воздушном бою на вираже. Обшивка крыла фанера в 3 мм.
Стабилизатор двухлонжеронный
деревянный с 3 мм фанерной обшивкой, из двух консолей, крепившихся к
шпангоутам хвостовой части фюзеляжа. Рули с каркасом из Д16 и полотняной
обшивкой. Левый руль высоты и руль направления с триммерами.
Стойки шасси крепились на
передней стенке переднего лонжерона центроплана, колеса убирались в
носок центроплана, немного для этого удлиненный у фюзеляжа. Управление
уборкой и выпуском шасси гидравлическое (давление 150 ат). Колеса
650*200 и 300*125 мм.
Топливные баки
сварные из АМц, протектированные, расположенные в центроплане и в
консолях. Первоначально их было пять, потом три (в центроплане) общим
объемом на 340 кг бензина (на 1,8 ч полета). Сиденье летчика с 10 мм
бронеспинкой. Вооружение две пушки ШВАК синхронные, над двигателем.
Первоначально устанавливался
двигатель М-82 в 1330 лс на расчетной высоте. Самолет был построен в
самом конце 1941 г, потом были доделки и заводские испытания, а в мае
1942 г совместные испытания ЛИИ и НИИ ВВС (летчики А.П. Якимов и
А.Г. Кубышкин). Самолет был сразу же пущен в массовое производство,
причем ставился двигатель М-82 до 1700 лс взлетной мощности. Скорость
достигала 580-600 км/ч на высоте 5900-6400 м, а у земли 550-560 км/ч (с форсированием). Потом ставили М-82Ф. Был вариант с М-71 (1943 г), опытный экземпляр.
Ла-5ФН
Тот же, но с двигателем
АШ-82ФН, форсированным, с непосредственным впрыском горючего в цилиндры,
взлетной мощностью 1850 лс, максимальной
1630 лс на высоте 1550 м и 1500 лс на высоте 4500 м. Вдоль капота по
его верхней части шел всасывающий патрубок. Винт ВИШ-150В трехлопастный
диаметром 3,0 м. Вооружение: две пушки ШВАК, синхронные, над двигателем
(по 170 снарядов); были и держатели для четырех 50 кг бомб. Масса
пустого самолета 2605 кг, полетная масса 3230-3265 кг, в том числе
бензина и масла 370 кг.
В Ла-5ФН
кроме модернизации силовой установки было облегчено шасси, улучшена
теплоизоляция кабины (до этого в кабине было жарко из-за воздуха,
идущего от двигателя), снижены усилия на ручке управления и педалях,
оставались автоматические предкрылки против элеронов по образцу МиГ-3 и Ла-5. В результате всех улучшений фронтовой истребитель Ла-5ФН значительно превзошел немецкие истребители Me-109F и FW-190A по скорости на малых и средних высотах и по характеристикам вертикального и горизонтального маневров. Впервые самолеты Ла-5ФН были в больших количествах применены летом 1943 г в воздушных боях на Курской дуге. А до этого первые истребительные полки на Ла-5 участвовали с большим успехом в Сталинградской битве. Самолеты Ла-5 этих модификаций строились в массовых количествах
Было два опытных облегченных Ла-5,
в которых одна из пушек заменялась пулеметом УБС (пулеметы ШКАС быстро
заменили на УБ на всех истребителях). В серии не строились, хотя летные
качества стали выше.
Ла-5ФН с ТК
С нагнетателями Трескина. Не дал положительных результатов и попросту не был нужен. Их выпустили несколько экземпляров. |