Вы вошли как ГостьПриветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Материал

Немного истории полка

159-й истребительный Таллинский Краснознаменный авиационный полк
==================================
Командиры полка.
----------------
Звание. Имя. Период.Примечание.
----------------------------------
Майор И.А.Воронин 10.40 - 12.08.41 Погиб
---------------------------------
Майор Константин Парфенович Сокол 08.41 - 07.43
-------------------------------
Подполковник Петр Афанасьевич Покрышев
19.07.43 - 1945
----------------------------------
В действующей армии: 22.06.41 - 09.05.45 гг.
Сформирован в октябре 1940 г.
Входил в состав 5 сад.
Перед началом войны полк базировался под Ленинградом в Гривочках.
К 22.06.41 г. имел на вооружении 15 самолетов И-16 (в том числе 2 неисправных), а также 58 МиГ-3 (в том числе 1 неисправный), еще не освоенных летчиками. Позже получил также самолеты ЛаГГ-3.
На третий-четвертый день войны в наличии на аэродроме Сиверская было 23 исправных и 3 неисправных МиГ-3, остальные были переданы в другие части или в ремонт.
С 14.07.41 г. входил в состав 39 иад. Осуществлял прикрытие станций Жихарево и Войбокало.
В начале августа 1941 г. полк перевели на трехэскадрильный штат, а примерно через месяц количество эскадрилий сократилось до двух.
До 20.09.41 г., когда часть вывели на переформирование, МиГи выполнили 2688 самолето-вылетов, потеряв в бою 34 истребителя, 12 летчиков и двух техников. Среди успехов значились не только 46 сбитых вражеских самолетов, но и уничтоженные в результате штурмовых ударов 20 автомобилей и 10 танков.
С декабря 1941 г. полк продолжил работу на Ленинградском фронте в составе 39 иад на самолетах P-40.
С марта 1942 г. входил в состав ВВС 8 армии.
С декабря 1942 г. начал действовать в составе 275 иад.
В сентябре 1944 г. за отличия в боях за освобождение Таллина полку присвоено почетное наименование Таллинский.
На вооружении имел самолеты Як-1, в 1942-43 гг. - Р-40 «Киттихаук», затем, с весны 1943 г. Ла-5, а с мая 1944 г. еще и Як-7.
*
Весной 1943 г. «Лавочкиными» перевооружили 159-й ИАП - элитный полк Ленинградского фронта. Полком командовал известный ас Ленинградского неба П.Покрышев.
----------------------------------------------------------------
ЛА-5 борт 15 (см. фото вверху)

Все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны, все менее остается ее участников, забываются многие подвиги людей, не говоря уже о не слишком громких боевых эпизодах войны. Но подчас эти подвиги и эпизоды возвращаются словно из небытия и вновь напоминают о тех грозных годах, воскрешая в памяти образы боевых друзей, их мужество и отвагу.
В 1995 году в Политехническом музее проходила выставка авиационных моделей, где были представлены прекрасно выполненные модели самолетов, особенно современных. По этой выставке человеку, являющемуся профессиональным авиатором или любителем авиации, можно было ходить часами. Вот после такого хождения я остановился у моделей самолетов времен Великой Отечественной войны.
Особое внимание вызвала модель самолета Ла-5 с бортовым номером 15. На модели были четко отработаны все детали машины, ее камуфляжная окраска, следы копоти из выхлопных патрубков двигателя. На борту этого истребителя виднелась надпись «За Васька и Жору».
Словно наяву увиделся наш полевой аэродром, стоящие под натянутыми на шестах маскировочными сетями самолеты Ла-5, в том числе и тот, с бортовым номером 15, на котором воевал лейтенант Анатолий Рузин, красивый молодой парень с кудрявой шевелюрой, двумя орденами Красного Знамени на выгоревшей гимнастерке. Это был мой первый фронтовой учитель, с которым я сделал несколько боевых вылетов во второй эскадрилье 159 истребительного авиационного полка Ленинградского фронта.
По рассказам ветеранов эскадрильи, она была, пожалуй, самой молодежной в полку. Достаточно сказать, что незадолго до нашего прихода в эскадрилью ею командовал 20-тилетний лейтенант Василий Гречка, да и другие летчики были ровесниками или не на много старше своего командира. Отличалась эскадрилья своими боевыми делами, слаженностью, дружбой, взаимовыручкой в боях, когда требовалось действовать по принципу «Сам погибай, а товарища выручай». Теплыми были и внеслужебные отношения между летчиками. Этим объясняется то, что между собой Василия Гречку звали «Васёк», а Андрея Васильева – «Жора» (как он сам любил представляться при знакомстве). Этими позывными пользовались летчики и при радиообмене в воздухе.
Лейтенант Гречка, несмотря на свою молодость, был опытным воздушным бойцом, прошедшем школу таких признанных асов, как Дважды Герой Советского Союза Покрышев П.А., Герои Советского Союза Булаев А.Д., Серов В.Г., Лихолетов П.Я. Свой опыт он настойчиво передавал подчиненным летчикам. О его командирском таланте говорит тот факт, что за короткий срок из молодых, необстрелянных пилотов выросли настоящие мастера воздушного боя Рузин А.В., Миляев Д.В., Васильев А.Г.
Успешно действовали летчики эскадрильи при выполнении боевых заданий по прикрытию наземных войск, сопровождению штурмовиков и бомбардировщиков, ведению воздушной разведки.
Однако, нелегко давались победы в воздухе. В одном из затяжных и тяжелых воздушных боев, при значительном количественном превосходстве самолетов противника погибли Гречка и Васильев. Весь полк с болью переживал эти потери, но особенно тяжело переживал Толя Рузин, лишившийся не только соратников по боям, но и просто хороших молодых парней, с которыми его тесно связала простая человеческая дружба. Вот после этого и появилась на борту его самолета надпись «За Васька и Жору». В воздушных боях Рузин довел свой боевой счет до 11 лично сбитых им самолетов противника.
Если посмотреть на результаты боевой деятельности этой тройки летчиков, то Василий Гречка лично сбил 13 самолетов и 2 в групповом бою, Жора Васильев – соответственно 7 и 1, Рузин 11. Итог – за сравнительно короткое время (около года) более 30 самолетов врага уничтожили эти незаметные труженики войны.
Честь им и слава.
А написать об этом я посчитал целесообразным после того, как недавно в читальном зале просматривал подшивку журналов «Авиация и Космонавтика» за 1999 год. На последней странице обложки одного из них я вновь увидел фотографию самолета номер 15 с надписью на борту «За Васька и Жору». Думаю, что снимок видели многие читатели, но вряд ли им известны смысл и значение этих слов.
Анатолий Иванович Рузин после войны уволился в запас и до 1996 года работал и жил в родном ему городе Москве.

Бывший летчик 159 истребительного авиационного Таллиннского Краснознаменного полка
Полковник в отставке Лавриненко К.А.
Запись сделана в 2000году.
======================================================
В июле 2007 года питерскими поисковиками из отрядов "Варяг-2" и "Группа Безымянная" из озера Смирновское (бывшее Реполан-ярви) в Выборгском районе Ленинградской области были извлечены обломки самолета Ла-5. Самолет очень сильно разбился при ударе об воду, поэтому поисковикам приходилось зачерпывать на дне озера грунт и промывать его на берегу через специально изготовленное сито. В результате работ были найдены останки пилота и его личные вещи. К сожалению, бумаги, которые находились в планшете летчика, полностью истлели, поэтому личность пилота была неизвестна. Узнать имя погибшего удалось благодаря частично сохранившемуся мотору самолета, на котором был обнаружен его заводской номер. По имеющимся архивным документам удалось установить факт того, что самолет пилотировал летчик 159-го истребительного авиаполка младший лейтенант Николай Васильевич Ташлыков. Он не вернулся с боевого задания 26 июня 1944 года. Останки Николая Васильевича Ташлыкова были торжественно захоронены 8 сентября 2007 года на воинском мемориале, который находится на 4-м км Ленинградского шоссе в городе Выборге.
===========================================================
Кириллов Виталий Николаевич мл. лейтенант, летчик
02.05.43г. погиб в воздушном бою, сбит в районе г.Пушкина, останки найдены в р-не п.Верево, захоронен в пос. Верево (ЛО, Гатчинский)
Родился 1923, РСФСР, Курская, Бесединский, Еськово
Служил: 159 иап, 275 иад, 13 ВА
Призван: кадровый
Летал на самолете Ла-5 № 37211553, мотор АМ-82 № 65022991


Титов ст.лейтенант, летчик
18.06.43г. не вернулся с боевого задания (инженер полка: 17.06.43г.), (базировались на аэр. Капитолово) (ЛО)
Служил: 159 иап, 275 иад, 13 ВА
Летал на самолете Ла-5 № 37212479, мотор М-82 № 6501239

Агеев Константин Владимирович
гвардии капитан летчик погиб при выполнении бз 06.04.44г. пох.парк Сосновка Ленинград
159 иап 275 иад 13 ВА
Ла-5 № 39210710
М-82 № 8211669

Сокол Константин Порфирьевич
гв. подполковник управление 2 гв.ИАК, (командир полка)
погиб, катастрофа 16.10.43г. при взлете с аэр. Сосновка, пох.на кл-ще парка Сосновка Ленинград
159 иап 275 иад 2 гв.ИАК ПВО 13 ВА
Ла-5

Категория: Материал | Добавил: Дед (20.12.2013)
Просмотров: 2433 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: