Главная » Статьи » Материал |
События в ЧССР. Август 1968г
Август 1968г.
С мая ходят слухи, что может потребоваться наша помощь. Уже три месяца сидим в боевой готовности. В какой-то момент руководители ЧССР должны были прилететь на переговоры в СССР во Львов, а посадку самолета осуществить у нас в Черлянах. Драили и скребли все что можно и не можно. В полночь под дождем укладывали дерн возле штаба. А чехи поступили нехорошо-отказались приехать. Напряжение растет. В полку трагедия. При заходе на посадку разбивается командир полка п/полковник А. Батаков по прозвищу «Батя». Жаль до слез. Он был и человеком и летчиком с большой буквы. Хотя и принято было часто вести разговоры с применением ненормативной лексики, но я лично от него ни разу не слышал подобного. В первый раз пришел он к нам в казарму в выходной после заступления в должность без сопровождения свиты. Сел и просто по-человечески поговорил с нами, солдатами. Похоронили его во Львове на Лычаковском кладбище, слева от входа. Вечная ему память! После дембеля был в командировке во Львове, зашел к нему на могилу. День Авиации. Сняли готовность, празднуем. Вдруг опять тревога, опять садимся в готовность. Погода испортилась, все время моросит дождь. Наше ОБАТО уже давно где-то на границе, а к нам пригнали с других мест спецмашины. Я в передовой команде. Таскаюсь со своим железным ящиком инструментов и вещмешком, в котором котелок, кружка и ложка. Дали получку, затоварился куревом. 20-е августа. Весь день торчим на аэродроме. Погода дрянь. Прилетели три Ми-6. Сидим. После обеда загрузили вертолеты. В один из них загнали УАЗ с радиостанцией .Выдали карабины и по 50 патронов. Поужинали, опять на аэродром. Через какое-то время поступает команда ехать в казарму. ЗиЛ-157 остаются у входа. Брякаемся с оружием и барахлом на кровати с матрасами. В наряде по казарме одни самые молодые. Мгновенно засыпаю. Дождь все моросит, иногда молния сверкает. Сквозь сон слышу звонок телефона у дневального. Потом его крик: «Гроза»!. Это сигнал тревоги для полка. Кто-то кидает сапог в дневального: «И без тебя знаем, что гроза…». Влетает дежурный по полку: «Тревога!». Бросаемся, как угорелые, к машинам. Минут через 10 уже на месте. Наша передовая команда забирается в вертолеты. Моя группа в вертолете с УАЗом. Располагаемся на полу. Занимаю место с правого борта у аварийной двери. А дождь все идет, окаянный! Час ночи. Задремали под стук капель. Рассветает. Взлетела спарка УТИ МиГ-15 на разведку погоды. Приходит техник вертолета, садится рядом со мной на откидное сидение и подсоединяет шлемофон к бортсети. Погода разгуливается и дают команду на взлет. Я первый раз лечу на вертолете. При запуске движка вертолет вздрагивает, наверху что-то щелкает, винт медленно набирает обороты. Щелчки продолжаются. Поехали по РД и взлетели. Через некоторое время небо совсем очистилось и показалось солнце. Техник комментирует полет. Подошли к польской границе. Идем над Карпатами. Впечатление, что шасси сейчас коснутся верхушек деревьев. В воздушную яму проваливаемся не просто вниз, а еще и со смещением вправо. Прошли Польшу, начинается ЧССР. Совсем рассвело и внизу видно все, как на ладони. Пролетаем над дорогой. Она буквально забита различной военной техникой. Идем на бреющем. Очень красивые места: горы заросли густым лесом, скалы. В одном месте на высоком утесе прилепился старинный замок. Интересно, как к нему подойти? Идем на посадку. Время 6.15 мск утра 21 августа. Аэродром г.Кошице. Высаживаемся напротив здания аэропорта на другой стороне ВПП. Быстро разгружаем вертолеты, которые тут же улетают. Оглядываемся. Справа метрах в ста небольшой щитовой домик. Одна наша группа направляется к нему. Оттуда выходит солдат ЧНА, зевает и с интересом смотрит на нас. Потом выяснилось, что они решили-очередные учения. Над нами на большой высоте завис вертолет. Наверно, через него осуществлялась связь. А еще выше барражирует Ил-28. Возле аэропорта стоит наш танк. С другой стороны щитового домика за шлагбаумом вправо идет дорога к деревне Барца, как ее звали. Она совсем недалеко от аэродрома. Тихий, мирный пейзаж. Через какое-то время над ВПП проносится впритирку к бетонке МиГ-21, уходит свечой вверх и скрывается из виду. Это почерк замкомдива Г.Федерякова. Немного спустя начинают прибывать самолеты полка. Побежали за заправщиками. Сначала те спокойно подъехали и заправили несколько самолетов. Потом кто-то им сообщил, что это отнюдь не учения. Очередной заправщик привез уже дизтопливо вместо керосина. Но перед каждой заправкой техники сливают топливо в стеклянную емкость для его проверки. Естественно, заправщик был удален. Несмотря на то, что операция долго готовилась, бестолковки избежать не удалось. Кто-то из прилетевшего полкового начальства с истерическими воплями накинулся на передовую команду и загнал ее на охрану аэродрома. Причем, было совсем непонятно где и как это осуществлять. Короче, мы отошли метров на 30 от РД в сторону деревни и залегли. Город располагается на холмах выше аэродрома в нескольких километрах. Здесь расположен Восточно-Словацкий металлургический комбинат и училище летчиков. Где-то в полдень раздались гудки с предприятий города, послышалась стрельба. Когда стало темнеть, стрельба в городе усилилась, в сторону аэродрома полетели трассеры. А мы лежали в полной темноте и ни черта не видели впереди себя. Около 23 часов пошли обратно на стоянку, где уже была вся эскадрилья. Там поинтересовались, где нас носило. Начали гнездиться на ночлег. С самолетов посдирали чехлы. Я одел шинель и завернулся в чехол с головой. Проснулся оттого, что замерзли ноги. Вот тут впервые узнал о климате в горах. Днем-несусветная жарища, ночью-холод с высокой влажностью. Есть охота было донельзя. Никто не догадался выдать пайки в Союзе и полтора суток "разгружались". Примерно через день привезли палатки, матрасы. Наша группа затащила ящики из-под блоков УБ-16 и устроилась с комфортом между самолетами. Как, впрочем, и другие группы. Прибыло наше ОБАТО. На многих машинах выбиты стекла, вмятины. Наверно, это от букетов с цветами, если верить нашим газетам. Ребята уставшие, но довольные, что добрались. По самолетным радиостанциям слушаем эфир. Много подпольных передатчиков. По одному из них кто-то с сильным акцентом уговаривает: «Ванечка, иди домой. Тебя Маша ждет!». В Кошице произошел неприятный инцидент с перестрелкой. Были жертвы с обеих сторон. Нас предупредили о возможных провокациях со стороны толпы, намеревавшейся двинуться к аэродрому. К шлагбауму подогнали БТР, принесли ящик гранат. Командование предупредило местные власти о возможных последствиях. Подняли пару самолетов. Говорили, что они сделали несколько предупредительных заходов на толпу. Знаю по себе, что когда на ЛТУ пикировал на нашу стоянку "СУ", то одолевало чувство полной беззащитности. Короче, все обошлось. Через несколько дней нас перевооружили на АК-47, выдали по каске, по бинту(?!). Патронов оставили те же 50 шт. Никому в голову не пришло, что при 20 патронах в рожке, не видно снаряжен он или нет. А т.к. у некоторых еще детство играло в определенных местах, то это чуть не привело к гибели моего товарища Валеры Шарипова. Он спал в палатке после дежурства, а "молодой" играл автоматом то вставляя пустой рожок, то этот с 20-ю шт. Запутавшись, дал очередь в сторону палатки. Последняя пуля вошла буквально в 15-20 см от спящего. Уже в октябре, перелетев в Слиач в передовой команде, застал там соседний полк, который уходил в Союз. Встретил парня из соседнего взвода ШМАСа. И тот мне рассказал, что недавно погиб наш однокашник по ШМАСу. Так же играли автоматами и его разрезали очередью пополам. Начали выдавать усиленный паек, да такой, что и на гражданке не снился: 70г масла (вместо 20г), колбаса охотничья, консервы, сыр, сгущенка… До ноября мы шиковали и объедались. А в ноябре оружие сдали в пирамиды, пайку урезали до нормальных размеров. В Кошице через некоторое время к нам на шлагбаум зачастили мальчишки из деревни. Приходили, конечно, посмотреть на самолеты. Приносили фрукты. С нас поснимали значки, эмблемы. Мальчишки везде мальчишки. Правда, иные говорили, что их пугают в деревне. Якобы, солдаты стреляют в детей. Но эти дети оказались умнее некоторых взрослых. Где-то в середине октября пилотам ЧНА разрешили продолжать полеты. И как-то в воздух поднялась пилотажная группа ЧНА на Л-29. И конечно же, им захотелось показать свое мастерство. Прямо над аэродромом они начали выполнять фигуры высшего пилотажа в строю из 4-х самолетов. Зрелище было захватывающее и интересное, но и опасное. В случае нештатной ситуации последствия могли быть трагическими. Но все равно-было красиво! Приезжало однажды большое начальство вручать знамя от полка из г.Калинина, если не подводит память. Суетилась кинохроника, фотокорреспонденты. Правда, результатов съемок мы так и не видели. По слухам, какой-то репортаж был напечатан в «Советском воине» №15, но где ж его взять? Каждый из нас имел брошюру «Ты защищаешь социализм, солдат!», где впервые было употреблено словосочетание «воин-интернационалист». А вот в военный билет нам почему-то благодарность от правительства так и не записали. Наверно, чернил не хватило. В октябре 1968г решилась судьба полка: его оставили в ЧССР во вновь образованной Центральной Группе Войск и передислоцировали в Слиач (Зволен), присвоив номер п/п 19981. Но это уже другая история, история первых месяцев жизни в заграничных условиях. М.Зуев, механик АВ, 3 АЭ Главная | |
Просмотров: 996 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |